Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края
"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г.Перми
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края
"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г.Перми
Профиль «Кадетское образование»ГКУСО ПК ЦПД г.Перми
История кадетского образования в России
Слово «кадет» происходит от французского [cadet – младший] в дореволюционной России и некоторых иностранн>ых государствах воспитанник кадетского корпуса. Кадетские корпуса были закрытыми средними военно-учебными заведениями для мальчиков, готовящихся к офицерской службе.
1-ый Кадетский Корпус открылся в 1732 году и к середине 19 века, было 18 кадетских корпусов. С 1863 по 1882 года вместо кадетских корпусов действовали военные гимназии.
С 1917 по 1918 года в России существовали кадетские корпуса, а 1918 году были упразднены.
История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.
В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны.
29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхтинского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников.
В последующей истории своего существования вплоть до октября 1917 года и далее до расформирования, в 1956 г., последнего, пребывающего в эмиграции российского кадетского корпуса, данные учреждения не обязывали своих выпускников исключительно к военной карьере. «В военные училища направляются только те кадеты-выпускники, кто способен к военной службе» - гласило Положение о кадетских корпусах 1886 года.
Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.
Священным праздником всех кадет является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус», который был учрежден приказом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году.
Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и, можно сказать, всей земной цивилизации.
Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Нахимов и другие.
Поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, художник Верещагин и другие.Писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков и другие.
К моменту революции 1917 года в России насчитывалось 29 корпусов. В 1920 году вместе с частями Русской армии, эвакуированной бароном Врангелем, они попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования.
Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразом которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров-воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943 года были открыты первые 11 училищ, в 1944 году - еще 6, потом еще и еще. В них принимали «детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России.
В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. (источник - http://kadet.tomsk.ru/node/9)