Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края
"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г.Перми



Школа выпускника

Показатели выпускников

Особое значение проблема выбора профессии имеет для воспитанников детского дома. Подростковый возраст – последний период пребывания большинства, оставшихся без попечения родителей, детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому.

В современных социально-экономических условиях, в связи с особым вниманием государства к проблеме сиротства, вопросы, связанные с процессом профессионального самоопределения детей детского дома, становятся как никогда актуальными. Анализ дальнейшей судьбы выпускников  свидетельствует о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально–культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Поэтому совершенно очевидно возникает необходимость поиска возможностей более успешной социализации этих детей и подростков. Типичными затруднениями и ошибками воспитанников при выборе профессии можно назвать следующие:

1) Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, постоянного «островка» в океане профессий. Воспитанники часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу важно довести до сознания воспитанников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и поэтому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить воспитанников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления.

2) Предрассудки чести. Предрассудок – это ложный, необоснованный взгляд, ставший привычным, само собой разумеющимся. В отношении профессий предрассудки появляются в том, например, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприятными.

3) Выбор профессий под прямым или  косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать выбор.

4) Перенос отношения к человеку – профессионалу иной профессии – на саму профессию. Необходимо нацелить подростков, что прежде всего надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии.

5) Увлечение только внешней или какой – нибудь частной стороной профессии. Важно научить воспитанника проникать за зримые явления профессии, вскрывать существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии.

6) Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Необходимо, чтобы, выбирая профессию, воспитанники консультировались с врачом и поняли, что если им противопоказана та или иная профессия, то не потому, что он не сможет выучиться и работать, а потому, что эта работа может усугубить недостатки здоровья.

7) Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.).

Профориентация, как неотъемлемая часть общей психологической работы в детском доме  направленная на реальную помощь подросткам в процессе их профессионального самоопределения, может быть эффективным фактором успешной интеграции в социум и становления личностной зрелости, способствовать формированию позитивного самоотношения, повышению уверенности в себе и своем будущем, освоению навыков конструктивного взаимодействия, осознанию и принятию норм жизни и труда.

Как известно, детские дома связаны только с несколькими средними специальными учебными заведениями, обучаясь в которых после окончания 9-го класса бывшие воспитанники детского дома могут получить законченное среднее образование, овладеть определенной профессией и при этом находиться на полном государственном обеспечении.

Основная проблема воспитанников детских домов — это потребительское отношение к жизни, отсутствие у воспитанников позитивных образов и перспектив будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно — методических и практических мероприятий по профориентации, профотбору, профессиональному самоопределению воспитанников.

Основными аспектами процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии являются:
- получение знания о себе (образ «Я»);
- представление о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);
- соотнесение знаний о себе и представлений о профессиональной деятельности.

Работа по профессиональной ориентации направлена на активацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, воспитанник мог в полной мере реализовать себя в будущей профессии.

Недостаток жизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своих потребностей овладеть  профессией, так и относительно предъявления к ней ожиданий могут привести к разочарованиям и психическим травмам. Непрофессиональный, стихийный выбор профессии влечет за собой массу личностных проблем и конфликтов.

Помочь воспитаннику избежать ошибок в выборе профессии — одна из главных задач психолога детского дома и профконсультантов Центра занятости населения.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя следующие направления:
- положительное отношение к трудовой деятельности;
- потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;
- сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений;
- профессиональный отбор для дальнейшего обучения.

Психологическая готовность состоит из мотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов, меняющих свои приоритеты в зависимости от возрастного этапа.

В основу программы по профессиональному самоопределению положена трехфакторная модель Е.А. Климова: желания (хочу) — возможности (могу) — потребности (надо).

Сфера желаемого — это профессиональная направленность и профессиональные намерения воспитанников, выбирающих ту или иную профессию; их интересы к определённым сферам деятельности; мотивы, побудившие к выбору предлагаемой профессии, карьеры.

Пространство возможностей определяется по актуальному уровню развития общих потребностей, склонностей, а также по психофизическим особенностям воспитанников и их физическому здоровью.

Важное значение отводится тренинговым формам активизации воспитанников в профессиональном самоопределении. Работа с психологом детского дома, с профконсультантами повышают познавательную активность воспитанников, способствуют эффективному усвоению будущих профессиональных и социальных ролей. Приобретенный в различных ситуациях опыт может помочь воспитанникам легче приспособиться к сложностям реального профессионального мира.

В конечном итоге воспитанники должны осознать, что выбор профессии может быть верным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Одной из задач данной программы является перенос акцента выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных и приобретенных особенностей, свойств личности, реальных представлений о профессии, о востребованности той или иной профессии на рынке труда.

Успешность организации и проведения данной программы зависит от взаимодействия психолога, воспитателей детского дома, учителей школ, профконсультантов Городецкого центра занятости населения при соблюдении следующих принципов:
1. Принцип сотрудничества, создание особого рода взаимодействий, включающих установление доверительных отношений с воспитанниками, их полное принятие с представлением возможности свободных высказываний о себе и своих проблемах в контексте выбора профессии.
2. Принцип активности субъектов профессионального выбора (Детский дом, Центр занятости населения) как главных участников процесса решения жизненно важной задачи.
3. Принцип сотрудничества специалистов (психолога детского дома, воспитателей детского дома, учителей школ, профконсультантов Городецкого центра занятости населения и специалистов).
4. Принцип взаимодействия профконсультантов со взрослыми (воспитателями детского дома, учителями школ) окружением подростков — воспитанников.

Скачать полную версию

Здравствуйте, я директор ГКУ социального обслуживания Пермского края
"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г.Перми
Лебедева Елена Владимировна